Учить иль не учить?

Учить“Скучнейшаяя статья, посвященная сугубо административному вопросу о необходимости обучения персонала в салонах красоты”

Вопрос, достойный Гамлета. С одной стороны – все прекрасно знают о пользе и необходимости инвестирования в обучение. С другой…

Какой смысл вкладывать время и деньги в обучение работника, если он все равно уйдет – но получив новый навык за Ваш счет. Зачем воспитывать кадры конкурентам? Если у Вас свой салон красоты, Вы наверняка задавались подобными вопросами. И если Вы владеете (управляете) средним украинским салоном, то скорее всего Вы решили, что обучать персонал за свои деньги – бессмысленно. Что ж, возможно Вы правы. В любом случае – это Ваше решение. Всё ли Вы учли?

Думаем, Вы прекрасно осознаёте, что качественная услуга, оказанная высококвалифицированным мастером стоит намного больше, чем такая же услуга в исполнении специалиста среднего уровня. Возможно, Вытак же знаете, насколько трудно найти в бедной стране клиента, готового платить за качество. Без сомнений, принимая решение Вы взвесили все обстоятельства – ведь вы владелец (управляющий) успешно работающего бизнеса. Кстати, как поступаете Вы сами? Выбираете самое дешевое? Или…?

Так же Вы безусловно знакомы с теорией управления. Вы не могли не прочитать в книгах, посвященных менеджменту, что возможность научиться чему-то и применить новый навык на практике является для наемного работника очень мощным мотиватором. Встречали Вы, наверное, и утверждение, что персонал компании, дающей наибольшие возможности для развития и профессионального роста – более лоялен к работодателю. Правда, большинство книг, дающих подобные рекомендации, написаны в Америке. Применимо ли это в России, на Украине, в Беларуси? Или американцы – действительно исключительная нация, обладающая специфической тягой к обучению и работе?

А может Вы уже отправляли работников на курсы? Знакомая картина: семинар, кто-то играет в тетрис, кто-то пишет СМС-ки, кто-то просто сидит со скучающим видом… И в итоге оказывается, что деньги заплачены зря, а сотрудники объясняют, что на семинаре ничему не учили, а если и учили – то плохо. Одно утешение – коль уж Вы заплатили, то обязательно получите какой-нибудь диплом… Как же быть?

Выход простой – учите сами. Но учить – это ведь так сложно… Правда? Когда Вы купили новое оборудование и наладчик, собрав вокруг весь персонал салона, показал, как этим оборудованием пользоваться… Помните? Что произошло дальше? Мастер ушел. Кому пришлось показывать работникам во второй и в третий раз, как это работает? Неужели не Вам? А у кого спрашивают, что делать в затруднительных ситуациях? Вы и так учите постоянно: показываете, что делать; рассказываете. когда надо приходить и что надо взять вон в том шкафу; решаете проблемы…

Хорошо: если Вы решите обучать свой персонал самостоятельно – что Вам это даст?

  • Авторитет. За лидером идут охотнее, когда понимают, что он знает и умеет не меньше чем подчиненные. Зная, что Вы можете решить поставленную задачу самостоятельно – никто не усомнится том, что эта задача реальна, посильна и выполнима. Так же став для своих подчиненных учителем – Вы укрепите межличностные связи и их лояльность.
  • Контроль над процессом обучения. Вы сможете самостоятельно определять программу обучения – Вам ведь нужно, чтобы Ваши люди действительно изучили определенный навык, а не преимущества торговой марки “ХХХ”? Так же Вы сможете проследить за тем, что бы ученики были заняты действительно освоением материала, а не решением отстоящих далеко от работы проблем.
  • Стабильность. Даже при высокой “текучке кадров” уровень качества предоставляемых Вашим салоном услуг будет оставаться на достаточной высоте – будучи “в теме” Вы с легкостью сможете подтянуть нового работника до необходимого уровня за короткое время.
  • Экономия. Вам не прийдется отправлять каждого нового работника на дорогостоящие курсы – Вы сами сумеете передать ему необходимые навыки при минимальных затратах средств.
  • Самосовершенствование. Обучая, вы и сами будете получать бесценный опыт, который даст Вам возможность развивать и совершенствовать услуги, предоставляемые Вашим бизнесом.

Прекрасно – скажете Вы – только как это воплотить в жизнь? Во-первых для того, чтобы кого-то учить надо самому стать специалистом; во-вторых – для этого надо ещё найти время, которого едва хватает для решения текущих вопросов. И Вы правы: время и информация – это самые ценные ресурсы современности. Итак: где взять время? где взять информацию?

Начнем с вопроса более сложного – со времени. Есть один хитрый прием, при помощи которого можно найти “лишнее” время: Вы должны в течении трёх – пяти дней записывать каждое своё действие и время на него затраченное. Если Вы проведёте этот эксперимент, то – наверное – обнаружите, сколько времени Вы тратите на исправление ошибок и недочетов, допущенных работниками. А сколько времени уходит и на объяснения, инструкции и “разборы полётов”? Так вот: это всё лечение симптомов, а не болезни. Вы решаете за подчиненных проблемы, вызванные недостатком их компетенции. Вместо того, что бы просто повысить их компетенцию – а следовательно повысить качество работы и освободить драгоценное время.

Вопрос второй – информация. Где её взять? Странный вопрос: она правит миром и она везде. Книги, видео- и аудиокурсы, веб-семинары, “живые” семинары, обучающие курсы, мастер-классы. Вопрос не в том, где найти знания. Вопрос в другом: как их использовать?

Очень просто. Правда, здесь нам придется использовать в виде примера наш собственный обучающий продукт; зная его лучше, чем любой другой мы сможем более тщательно и подробно рассказать Вам о том, как можно применять учебные материалы. И как при их помощи повысить прибыльность бизнеса и расширить спектр услуг. Тем более, что принципы использования информации остаются общими и для компакт-диска, и для книги, и для аудио-курса. Но давайте по порядку.

Итак, Вы решили в дополнение к эпиляции и дизайну зоны бикини ввести добавочную услугу: глиттер-тату. Вы просчитали, что один работник может за день сделать 30 рисунков по 50 гривен каждый.  Вы умножили получившуюся сумму на количество рабочих дней в месяце и придумали как предложить это всё клиентам. И наконец Вы купили диск “Мастер временной татуировки: глиттер-тату”. Пора приниматься за обучение. Хочешь изменить мир – начни с себя: Вы вставляете диск в привод ноутбука, читаете руководство по использованию диска и переходите к первому уроку… И тут Вы обнаруживаете, что время прсмотра диска – два часа, а к этому ещё надо найти время для выполнения десяти заданий – хотя бы минут по 20 на каждое… А это уже почти целый день! Но не спешите: Вам достаточно просто просмотреть диск. В Вашу задачу не входит самостоятельно сотворить идеальный рисунок; Вам нужно просто поставить перед подчиненными задачу и проконтролировать её выполнение. Для этого простого просмотра диска достаточно. Итак, Вы просмотрели диск, получили общее понятие о процедуре и об используемых технических приемах. Что дальше?

Вы выбираете среди персонала тех, кого хотите обучить. Это могут быть просто “добровольцы”, рецепционисты, мастер восковой эпиляции или шугаринга – здесь Вам “карты в руки”. После чего просматриваете первый раздел диска – в нашем случае это обзорная статья о глиттер-тату. Прочитав статью – обсудили её с Вашими учениками; всё заняло пол часа – перекуры бывают длиннее (кстати, вполне можно совместить обучение и перерыв на кофе). Помогает запомнить нужную информацию конспектирование, так что положить во время просмотра рядом блокнот и ручку – хорошая идея. Можете даже “злоупотребить” властью и заставить подчиненных записать то, что Вы считаете важным. На сегодня – всё. Следующий урок начните с вопросов “о пройденном” – функция контроля в действии. Отлично! теория – это конечно замечательно, но когда же практика?

Очень скоро. Вот Вы и Ваши ученики усвоили общие положения, ознакомились с инструментами и материалами – и наконец первый практический урок! Вы берете прилагаемые к диску трафареты и материалы, внимательно просматриваете вместе с учениками видеоролик и приступаете к выполнению первого задания. Получилось чуть хуже, чем ожидали? Пересмотрите урок; прочитайте список тех моментов, на которые следует обратить особое внимание (сразу после ролика) – и попробуйте ещё раз. Теперь получилось? Замечательно! И с каждым следующим уроком будет получаться всё лучше.

Остались вопросы? Большинство разработчиков обучающих программ на них с удовольствием ответят: по электронной почте, в чате, по мобильному телефону и т. п. Но мы отвлеклись: надо начинать следующий урок. Для начала повторите рисунок, сделанный на предыдущем занятии; потом просмотрите следующий видеоролик… И через две-три недели – можно предлагать новую услугу клиентам. Только помните, что практика – основа мастерства; дайте обучаемым возможность немного поиграться с новым навыком – пускай сделают несколько рисунков друг другу. Это даст возможность отработать индивидуальную технику и позволит реализовать собственные творческие идеи. И всё?

Да. Всё так просто. Работайте, творите, зарабатывайте. Кто-то уволился? Ну и что, диск то остался у Вас! Научите ещё пару человек. Кстати, чувствуете, как с каждым следующим обучением Ваши знания становятся тверже и увереннее? Насколько больше Вы можете передать новым ученикам?

Мы готовы ответить на Ваши вопросы прямо здесь и сейчас – в комментариях к этой статье; или по телефонам +380 (50) 330-74-29, +380 (96) 460-57-95 и e-mail-у info@stencils.com.ua.

Подробнее о глиттер-тату Вы можете узнать в статье о глиттер-тату на нашем сайте; заказать обучающий диск – в нашем интернет-магазине.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *