Адриан Браувер: гений, воспевший кабак.

Адриан Браувер… Это имя не очень известно: если в истории искусств его и упоминают – то походя, в нескольких строчках. Общепринятое мнение об этом художнике можно свести к следующему утверждению – несмотря на замечательную технику, его картины отвратительно вульгарны. Конечно, фи, у него же на картинах сплошь пьяное мужичьё…

Дерущиеся крестьяне

Не будем голословны: вот оно, пьяное, дерущееся из-за картёжной ссоры, мужичье. “Дерущиеся крестьяне”, Адриан Браувер, масло, дубовая доска, между 1630 и 1640 годами.

Кто он такой? Что мы о нем знаем? Почти ничего, на самом деле – в основном догадки и предположения. Родился Адриан Браувер около 1605 года в Ауденарде, во Фландрии (сейчас это Бельгия). Его отец, по видимому, работал на производстве гобеленов. Вероятно, отец и дал Адриану первые уроки рисования. Предполагают, что он учился у кого-то из последователей Питера Брейгеля-старшего (“Мужицкого”) и у сына Брейгеля – тоже Питера, тоько младшего; достоверно известно, что он учился в Гарлеме у Хальса.

Адриан Браувер "Сцена в таверне"

Эта картина может дать представление об образе жизни Браувера. “Сцена в таверне”, дубовая доска, масло, около 1630.

Судя по всему, Хальс – который был преизрядным выпивохой – научил юного Адриана не только живописи. Предполагают, что Браувер был законченным алкоголиком. Соответственно, деньги у него в карманах не задерживались. Существует анекдот о том, как он продал богатому коллекционеру картину “Картежники в таверне” за немаленькую сумму в 100 гульденов (стоимость портрета в те времена составляла от 2 до 20 гульденов, популярный мастер мог получить 30-40)*. Получив деньги, Браувер пришел домой, высыпал их на кровать, покачался вдоволь в золотых монетах, рассовал их по карманам и ушел. Девять дней его не могли найти. На десятый он появился – пьяный в дребезги и без гроша. Когда его привели в чувство и спросили о судьбе денег – он радостно (хотя и не очень внятно) сообщил, что благополучно избавился от этой всей чертовой тяжести.

Адриан Браувер,

Те самые “Картежники в таверне” (или “Крестьяне, играющие в карты”), дорого проданные и благополучно пропитые. Между 1630 и 1640 годом, дерево, масло.

Но вернемся к юности художника: переняв у Хальса секреты мастерства и страсть к выпивке, шестнадцати лет от роду, Браувер сбегает из дому. Предполагают, что сперва он завербовался в голландскую армию, воевал с испанцами; затем дезертировал и вступил в труппу бродячих комедиантов. Возможно как раз этим фрагментом биографии объясняется его любовь к своеобразным спектаклям с переодеваниями и к эпатированию публики? Например, однажды он заявился в театр в роскошном плаще, усыпанном изображениями неимоверной красоты цветов. Наслушавшись восторженных ахов и охов, художник вынул из под плаща грязную тряпку и хладнокровно стер цветы – плащ он разрисовал несколько минут назад у себя в мастерской…

Дерущиеся крестьяне. 1630-е годы. Масло, дерево.

Дерущиеся крестьяне. 1630-е годы. Масло, дерево.

Не щадил он даже родственников: рассказывают, что богатый кузен, пригласив Браувера на свою свадьбу, чуть-ли не на коленях умолял его одеться поприличнее. Наш веселый живописец просьбу выполнил – пришел на торжество в роскошном костюме темно-красного бархата. Потом выпил. Потом взял соусник и тщательно полил жирной подливой костюм. Разделся. Догола. Костюм сжег в камине. И ушел пить в кабак.

Адриан Браувер.

И ведь действительно веселее, чем на всяких скучных приемах… Здесь вам извините, там вам – пожалуйста… Нет чтобы для души… “Драка”. Масло, дерево, 1630-е годы.

В итоге, после всех перипетий бурной молодости, Адриан Браувер остановился на ремесле живописца. И, как бы там ни было, при всех хулиганских выходках, он был популярным и востребованным художником. Ещё при жизни он столкнулся с огромным количеством подделок под его работы – тогда незаконное копирование тоже служило мерилом успеха. Его картины собирали Рубенс и Рембрандт (У Рубенса в коллекции было 17 картин Браувера – больше, чем картин любого другого художника)**. На доходы от продажи картин он даже сумел купить земельное владение – правда со временем поместье всё равно конфисковали за долги.

Адриан Браувер.

Адриан Браувер. “Горький напиток”. Масло, дерево, 1630-е годы.

Не менее поразительно то, что несмотря на разгульный образ жизни, Броувер был довольно известным литератором, членом литературных кружков в Гарлеме и Антверпене; также он не забросил актерское ремесло – известны свидетельства о его выступлениях на театральных подмостках.

Адриан Браувер.

Не спиртом единым. “Жарка блинов”. Масло, дерево, около 1625 года.

1633 год – одна из немногих достоверных дат жизни Браувера. В этом году испанские власти арестовали его за шпионаж в пользу голландцев. Художнику пришлось просидеть четырнадцать месяцев в антверпенской крепости. Правда, можно усомнится в том, что лишение свободы ввергло художника в юдоль страданий – за время заключения он умудрился прогулять 500 гульденов. В итоге, в ареле 1634 года испанцы объявили амнистию, и Браувера выкупил из плена его покровитель – богатый торговец шелком ван ден Бош. Предание, правда, гласит, что выпустили его по ходатайству другого великого художника – Рубенса, но факты – увы – говорят о другом. Хотя, возможно, что Рубенс таки принял участие в судьбе собрата по ремеслу – после освобождения Браувер поселился у гравера, работавшего на Рубенса.

Адриан Браувер. "Таверна". Масло, дерево, 1630-е годы.

Адриан Браувер. “Таверна”. Масло, дерево, 1630-е годы.

Умер Браувер в январе 1638 года, возможно от чумы. Сперва был похоронен в безымянной общей могиле, но в феврале – по требованию членов Гильдии Св. Луки***, в которой он состоял – был перезахоронен в церкви Кармелитов в Антверпене. После себя он оставил около 80 картин – по крайней мере это то, что известно на данный момент.

* – Рембрандт в дни своей славы получал 500 гульденов за групповой портрет, но учтите, что размер “Урока анатомии доктора Тульпа” 170 х 216 сантиметров, а размер “Крестьян, играющих в карты” – 33 х 43 сантиметра.

** – думаю, вы понимаете, что можно сделать с мнением искусствоведов…

 *** – Гильдия Святого Луки объединяла голландских художников.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.