Как быть хорошим покупателем?

Картина Альфреда Гленделинга "Цветочный рынок в городке во Франции".

А надо ли вообще быть хорошим покупателем? Зачем это нужно? Ведь и так “покупатель всегда прав” и продавец обязан обслужить его по высшему разряду…

Это так. Продавец действительно должен быть вежливым и приветливым. В обязанности продавца входит информирование покупателя о скидках, акциях и новинках. Да и знать свой товар продавцу полагается – по крайней мере достаточно для того, чтобы предоставить по нему грамотную консультацию. Почему же тогда, совершив покупку, мы так часто испытываем чувство дискомфорта, разочарования и раздражения?

Да, можно всё списать на то, что продавцы – просто тупые бездельники. Но так ли это в действительности?

На самом деле любой человек хочет получать удовольствие от хорошо сделанной работы. (Ну или почти любой – а те, кому наплевать на то, что и как они делают, обычно становятся политиками, чиновниками или алкоголиками). И большинство продавцов в этом отношении не исключение. А главный критерий в оценке работы продавца – это не количество вырученных денег. Это – удовлетворение покупателя.

Вот и хорошо! Вот и пускай старается меня удовлетворить! – скажете Вы – Зачем же мне-то “напрягаться”?

Суть в том, что любая хорошая сделка (а ведь покупка – это та же сделка) должна быть обоюдовыгодной. Только зная о том, что Вы – выгодный клиент, продавец будет тратить на Вас свое время, знания и силы. Так как же убедить продавца в том, что для него выгоднее заняться Вами, чем поиграть в тетрис? Просто – для этого надо быть хорошим покупателем.

И уж поверьте – для хорошего покупателя продавец

  • всегда найдет достаточно времени, чтобы помочь с выбором товара и дать грамотную консультацию
  • не побоится честно расказать о недостатках выбранного продукта
  • отложит или специально закажет нужную вещь
  • вовремя вспомнит о том, что как раз на выбранный товар завтра начнутся скидки
  • и обязательно постарается найти возможность купить выбранный товар дешевле

Парадоксально, но хороший покупатель – это далеко не тот человек, который тратит на покупки самую большую сумму денег. Скорее всего, Вы сами можете вспомнить ситуацию, в которой мысленно желали кому-то “подавиться своими деньгами”. И, если дело не в деньгах, то как быть хорошим покупателем?

Все очень просто:

  • Помните, что продавец – такой же человек как и Вы: отнеситесь к нему вежливо и доброжелательно – и получите от него вежливость и доброжелательность в ответ (если этот совет не срабатывает – подумайте о возможности совершения покупок в другом магазине). Вобщем – “относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе”.
  • Ещё раз помните, что продавец – такой же человек, как и Вы: иногда он не прочь поболтать или посмеяться над шуткой. Всегда здоровайтесь, при возможности называйте продавца по имени. Мы все привыкли, что здороваються и обращаются к нам по имени только наши знакомые. Поэтому к поприветствовавшему нас человеку мы обычно автоматически перестаем относиться как к чужаку.
  • Подумайте о том, что именно Вы хотите купить. Если Вы не знаете точно, что Вам нужно – сформулируйте, для чего оно Вам необходимо. “Мне нужны овощи на борщ” сработает лучше, чем “Дайте мне каких-то овощей. Ну, которые чаще берут…”.
  • Задавайте вопросы – человек может месяцами ждать возможности поделиться чем-то, что он знает 🙂 Возможно, Ваш вопрос будет именно об этом. А если Вы угадаете с вопросом да ещё и выслушаете ответ – благодарность и репутация замечательного собеседника Вам обеспечена 🙂
  • Всегда говорите, если Вам что-то не нравится. На самом деле, мало кто мечтает о том, чтобы продавать плохой товар. Мало того, многие владельцы магазинов скорее согласятся потерять деньги, чем торговать некачественным продуктом. К сожалению, очень сложно найти возможность тестировать каждый товар, попадающий в магазин. Вы можете представить человека, который пользовался всеми моделями мобильных телефонов, представленными в среднем магазине, хотя бы по одной неделе? Тестирование 300 моделей заняло бы около шести лет! Поэтому для большинства продавцов критерием оценки товара в основном являются отзывы покупателей. И хороший продавец будет Вам действительно благодарен за такой отзыв – даже если он не очень лестен.
  • Умейте критиковать! Полезность критики признает каждый; но если критикуя, Вы перейдете на личности – человек услышит лишь то, что он Вам не нравится. Попробуйте сказать не “Вы продали мне плохую колбасу!”, а “Вы знаете, похоже, что эта колбаса испортилась” – реакция будет совершенно другой.
  • Не стесняйтесь хвалить. Похвала – один из сильнейших мотиваторов. И если Вы кого-то похвалили, он наверняка захочет сделать для Вас что-то ещё – для того, что бы Вы похвалили его ещё раз. И кстати: прилюдная похвала мотивирует намного сильнее.
  • Торгуйтесь. Спрашивайте о скидках. Узнавайте об акциях. Нет такого магазина, который при определенных условиях не уступил бы Вам в цене. Мало того, многие уступят Вам и без условий – предложите, например, округлить сумму с 304 гривен до 300. (Знаете, после какой фразы Вы гарантировано не выторгуете даже копейки? Эта фраза – “Почему так дорого?”. Попробуйте начать с чего-то вроде “Вы знаете, я с удовольствием бы купил/-а эту штуку, но 100 гривен… Вот если бы она стоила 80…”)

Просто, правда?

Так как – Вы хороший покупатель?

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.